Межобластные и
внутриобластные маршруты будут объединены в единый маршрутный реестр в виде
компьютерной системы, а все технологические процессы работы с автотранспортными
маршрутами будет автоматизировано. Об этом шла речь во время круглого стола по
проблемам нелегальных перевозок на пассажирском автотранспорте под
председательством Вице-премьер-министра - Министра инфраструктуры Бориса
Колесникова.
Сейчас в сфере
организации пассажирских перевозок отсутствует единый централизованный реестр
автобусных маршрутов. Внутриобластные маршруты согласуют органы местного
самоуправления, межобластные - Укртрансинспекция, в связи с чем взаимодействие
по согласованию маршрутной сети, расписание движения автобусов и учет спроса
пассажиров отсутствуют. Как результат - внутриобластные маршруты существенно
перекрывают межобластные. Кроме того, отсутствует эффективная процедура
открытия новых маршрутов, а условия участия в конкурсах на выполнение перевозок
на уже существующих маршрутах усложнены, непрозрачны и зарегулированы.
По поручению
Бориса Колесникова Министерство инфраструктуры Украины объединит существующие
межобластные и внутриобластные маршруты в единый маршрутный реестр: такой
реестр уже разработан Укртрансинспекцией в виде компьютерной системы. Эта
система обеспечит полную автоматизацию технологических процессов работы с
маршрутами, а следовательно – позволит перевозчику принимать активное участие в
формировании маршрутной сети.
Например,
перевозчик намерен открыть маршрут Киев-Херсон. При введении в компьютерную
систему данных «Киев» и «Херсон» система проанализирует текущую маршрутную сеть
и выведет на экран ее срез по выбранному направлению - с указанием тех
маршрутов, которые конкурируют друг с
другом, и предложением об открытии новых. Простым нажатием на маршрут, который
система предлагает запустить, перевозчик может подать заявку на его открытие.
Заметим, что
ранее перевозчик не имел возможности видеть «картину» маршрутов вообще, а
открытие маршрута занимало длительное время. Согласно предлагаемым
нововведениям маршрут может быть открыт в течение трех дней, а не трех месяцев,
как это происходит сейчас.
Благодаря системе
перевозчик также иметь возможность подписаться на уведомления об объявлении
конкурсов на маршруты – в соответствии с современной европейской практикой. Получив
сообщение через Интернет, перевозчик просто войдет в реестр и заполнит
соответствующую форму.
Такая система
будет защищена максимально - чтобы исключить влияние на результаты конкурса его
организаторов и гарантированный выигрыш того или иного перевозчика. По мнению
Бориса Колесникова, так называемый «ключ» к серверу данных - как маршрутов, так
и представленных перевозчиками заявок - должен быть единственным. «Получить
доступ к этим данным можно будет только в присутствии как организатора
конкурса, так и всех перевозчиков, которые подавали заявки, - сказал
Вице-премьер-министр. - Это исключит риск того, что на маршрутах будет
выигрывать «свой» перевозчик, который просто будет подтасовывать свои данные».
Важная деталь:
при работе системы инспекторы не будут вмешиваться в работу перевозчиков, ведь
реестр будет содержать всю информацию о перевозчиках и их транспортные
средства. Например, если транспортное средство перевозчика «А» выполняет рейс
Киев-Одесса, идет по графику и по этому маршруту перевозчика есть все
необходимые разрешительные документы - все это отображается в системе. А в
случае, если в базе отсутствуют данные об этом перевозчике - это означает, что
он ездит нелегально.
Внедрение единого
всеукраинского реестра автотранспортной информации будет способствовать
дерегуляции отрасли и улучшению ее инвестиционной привлекательности,
оптимизации составления расписаний и наполняемости автобусов, а также
минимизации непосредственных контактов бизнеса с государственными
контролирующими органами.
Борис Колесников
подчеркнул, что дерегулируя рынок таким образом, Мининфраструктуры рассчитывает
не только упорядочить маршрутную сеть, но и искоренить нелегальные перевозки
как вид.