Правительство 28 января заслушало вопрос о работе новой
системы регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их
обременений, которая начала функционировать с 1 января
2013 года. Были определены «болевые точки» начального этапа работы органов государственной
регистрации прав, проверка которой проведена по поручению Премьер-министра, и
определены задачи по устранению отдельных недостатков, пока имеющих место.
В целом, по словам заместителя Министра юстиции Дмитрия Вороны,
новая система в принципе значительно сокращает время оформления документов: как
по количеству посещений для этого соответствующих органов, так и по времени
подготовки документов. О состоянии рассмотрения каждого заявления можно узнать,
не выходя из дома - на сайте, там же можно узнать о готовности документов. В
среднем гражданин получает документ через 4-5 дней после обращения,
впоследствии, убеждены в Минюсте, этот срок можно будет сократить до 1-2 дней.
Сейчас 82% заявлений рассматривает регистрационная служба и только 18% -
нотариусы. Это связано в основном с оформлением документов, которое не успели
завершить с прошлого года. А уже через 3-4 месяца львиную долю прав
собственности будут регистрировать именно нотариусы, которые удостоверяют сделки
купли-продажи. Для этого нужен будет примерно час времени. То есть новая
система пока не заработала полностью, но все же является намного более
прогрессивной по сравнению с порядком регистрации прав на недвижимое имущество,
который существовал до сих пор.
В то же время было акцентировано внимание на отдельных
недостатках, выявленных в результате проверки организации
работы органов регистрации. В частности, речь шла о недостаточном
информировании населения о работе соответствующих органов. Например, в одном из
центров в Киеве (проспект Воздухофлотский, 76г), где
в рабочие дни большие очереди, в субботу было только два посетителя, что
свидетельствует о недостаточной осведомленности граждан о графике работы.
По словам Председателя Государственной службы по вопросам
регуляторной политики и развития предпринимательства Михаила Бродского,
«минусом» является неудобное расположение помещений, удаленность касс для
приема платежей, отсутствие офисов службы в каждом районе.
Премьер-министр поручил создать рабочую группу, которая
наработает оптимальные решения для улучшения работы государственной
регистрационной службы. В ее состав вошли Вице-премьер-министр Александр Вилкул, Министр юстиции Александр Лавринович,
Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Геннадий Темник.
- Человек должен максимально просто зарегистрировать свои
права. Информируйте о работе системы постоянно, разными каналами. Нужно -
дополнительно объясняйте, - подчеркнул Николай Азаров. - Надо что-то
совершенствовать - готовьте предложения. Правительство поддержит. Но надо
организовать работу так, чтобы она не вызывала нареканий, а действительно
значительно упростила регистрацию.