С избранием
нового состава Парламента, открылись реальные возможности в части
законодательной поддержки инициатив Правительства, в частности относительно
децентрализации и реформы местного самоуправления. Об этом заявил
Вице-премьер-министр - Министр регионального развития, строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко после заседания
Консультативно-совещательного совета по вопросам местного самоуправления,
которое состоялось в стенах Верховной Рады. На мероприятии обсудили состояние и
перспективы законодательного и финансового обеспечения децентрализации власти.
Примером успешной
совместной работы Правительства, Парламента, а также ассоциаций и экспертов
Вице-премьер-министр назвал пакет законодательных инициатив, которые касаются
бюджетной децентрализации. В декабре 2014 года Парламент
одобрил изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы Украины относительно передачи
органам местного самоуправления дополнительных бюджетных полномочий и
стабильных источников доходов для их реализации. Тогда было принято ряд
других важных бюджетных новаций, которые открывают новые подходы в формировании
бюджетной политики в отношении ресурсного обеспечения местного самоуправления.
«По
предварительным подсчетам, в органах местного самоуправления почти в три раза
вырастут объемы собственных ресурсов. Новая система выравнивания позволяет
оставлять большую часть средств на местах, что даст возможность значительной
доле местных бюджетов из дотационных превратиться на доноров», - сказал
Геннадий Зубко.
Он сосредоточил
внимание на том, что в настоящее время в Парламенте прорабатывается ряд других
важных правительственных законопроектов, с принятием которых откроются
предпосылки для качественных преобразований в тех или иных сферах. В частности,
Вице-премьер-министр остановился на вопросе о рассмотрения Парламентом
законопроекта «О добровольном объединении территориальных общин», который, по
словам Геннадия Зубко, является одним из важных в пакете подготовки к реформе
местного самоуправления. Он создает правовые условия и механизмы для запуска
процесса формирования состоятельных территориальных общин.
«Профильный
Комитет Верховной Рады оперативно и детально разработал и подготовил
законопроект ко второму чтению. Но в процессе дискуссий чаще просматривается
определенное непонимание сути документа. Я веду речь о статье 12 законопроекта,
которая касается перспективных планов формирования территорий общин и которую Комитет
предлагает исключить из законопроекта. Как без любого плана осуществлять
реформу? Ведь суммарно новообразованные общины должны составить базовый уровень
административно-территориального устройства государства. Именно этот уровень -
все, без исключения, общины будут наделены значительными полномочиями и
финансовыми ресурсами. Хаотичное объединение без какого-либо плана еще больше усложнит
межбюджетные отношения и ситуацию в общинах», - сказал Геннадий Зубко.
Он подчеркнул,
что на стадии формирования проектов таких планов каждого из 490 районов, должны
быть задействованы все механизмы публичного обсуждения, профессиональной
экспертизы, с участием всех органов местного самоуправления, общественности
соответствующего района.
«Только после
одобрения планов каждого из районов, будет составлен областной план. Именно
этот механизм является вполне продуктивным и будет заложен в Методике формирования
состоятельных территориальных общин, которая будет утверждена Минрегионом, как
это и предусмотрено статьей 12 законопроект. И наконец, Перспективный план
утверждает не Правительство, не министерство и не местная государственная
администрация, а соответствующая областная рада, депутаты которой представляют
интересы своих избирателей и которые,
в чем мы уверены, не поддержат необоснованных проектов решений. Поэтому мы
надеемся на понимание и поддержку в этом вопросе и профильного комитета, и
Парламента в целом», - сказал Геннадий Зубко.
Он напомнил, что
в прошлом году законопроект прошел несколько раз экспертизу в Совете Европы и
получил положительные заключения. Документ также подробно рассматривался на
Международной конференции по вопросам муниципальной консолидации 26 сентября
2014 года с участием зарубежных экспертов и представителей правительств 15
европейских стран.
Справочно
Правительство
имеет четкую программу действий в части проведения реформ, которые подкреплены
на 2015 год Программой деятельности Кабинета Министров и соответствующим
Коалиционным Соглашением. Этими документами, среди приоритетов определено
конституционную реформу, децентрализацию и реформу публичной администрации,
местного самоуправления, а также вопросы реформирования жилищной политики,
дерегуляцию в сфере градостроительства и строительства, обеспечение граждан
качественными коммунальными и административными услугами, энергоэффективность и
другие задачи, которые имеют непосредственное отношение к функционированию
местного самоуправления.