українська російська англійська
Інтерв'ю Бориса Жебровського щоквартальному міжнародному журналу Платформи Діалог Євразія "Да" (осінь 2011, № 35)
19.01.2012 | 11:00

Образование – надежда каждой страны

Беседовал Гекхан Демир, координатор платформы «Диалог Евразия»

Вопрос: Борис Михайлович, чем живет сегодня образование Украины?

Ответ:  Как и положено, надеждами. И повод для этого есть. Прошедший ІІІ Всеукраинский съезд работников образования единогласно (1000 делегатов) проголосовал за Национальную стратегию развития образования на 2012-2021 годы. Определились куда идём.

         Кроме того, Правительство утвердило Государственные стандарты средней школы, и с 1 сентября 2012 года она начинает жить с новым содержанием.

 

В.  И что в нем нового?

О. Да многое.  Если очень кратко: пытаемся максимально разгрузить учебные программы. Чтобы дерево ожило, надо избавиться от сухих веток, а их уже очень много. Расширяем поле для творчества школьных коллективов -  с 70% до 50% сократили удельный вес Госстандарта в учебных  программах. Иностранные языки все школьники Украины будут учить с 1 класса, информатику - со 2-го. С 5–го класса - второй иностранный. Уроки физической культуры превратятся в занятия каким-либо видом спорта, естественно, без оценок. Да и в целом через весь учебный процесс красной нитью пройдет главное - забота о здоровье детей.

В. А как учительство, готово к этому?

О. Не совсем. Поэтому начинаем глубокую реформу педагогического образования. Опора -  на талантливых. Будет сложно. Характерная черта последних лет – в школах страны практически нет вакансий. Следовательно, появилась конкуренция. Это стимулирует. Если в начале 2011 года только 40 % учителей владели компьютером, то в конце  года практически все 100.

В. Это новые требования?

О. Да, это один из пунктов Государственной программы  широкомасштабного внедрения ИКТ в учебный процесс с красноречивым названием «100 процентов».

В. А это правда, что на заседании Правительства рассматриваются вопросы дошкольного образования и ваш Министр Дмитрий Табачник объявил «крестовый поход» за возвращение детских садов?

О. Еще какая правда. У нас даже Президент все выступления на образовательные темы начинает с дошкольного образования. Есть Государственная программа его развития до 2017 года, прошел                                   І Всеукраинский съезд работников дошкольного образования. Новое требование Закона – обязательное предшкольное образование с 5 лет. Для 5-леток  утверждена программа «Уверенный старт», создана Ассоциация дошкольных работников. Уже никого не надо убеждать, что у нас считается  фундаментом образования. Кстати, только в 2011 году  восстановлены  были тысячи мест в детских садах.

В. Стандарты, новые технологии, современное содержание, но все равно  главная фигура – учитель. Не правда ли?

О. Конечно. В класс заходит учитель. Кто он? И зачем пришел к детям? Для того, чтобы учитель любил детей, надо чтобы общество уважало и заботилось об учителе. Увы…..

В. Больная тема?

О.Была и остается, но это отдельный большой разговор.

В. А что Вас еще беспокоит?

О. Конечно, управление. Знаете,  проводить глубокие реформы в период экономического кризиса – слишком смелое занятие. Но реальное! А надо–то всего найти и дать возможность работать умным, творческим руководителям от министерства до школы и детского сада.

В. Что мешает?

О. Политика. Инерция. Как уволить? Где найти? Ордена на пиджаках. Звания и титулы. Вертикаль управления образованием, построенная за десятки лет, как крепостная стена.  Но пришла пора ее штурмовать.

В. А может, стоит изучить опыт других стран? Вы как Президент Международного педагогического клуба европейских стран хорошо знаете его.

О. Опыт других помогает строить, а ломать свое надо самим.

В. Кстати, о международном опыте. В Киеве в конце сентября прошел Форум министров образования Европы. Что решили министры?

О. Единодушно пришли к мнению, что настало время создания единого образовательного пространства - от детских садов до университетов. Определили возможные направления. Все это нашло свое отображение в итоговом документе «Киевское коммюнике». Советую прочитать. Есть на сайте Совета Европы на английском, французском и русском языках.

В. Обязательно это сделаю. Но если можно, несколько примеров. Что именно предлагается?

О. Максимальное развитие  прямых контактов учебных заведений, как в свое время это сделали Киев и Стамбул. Создание международных школ. Большое начинается с малого. Кроме этого, кардинальный пересмотр школьных программ по истории. Создание общих пособий и учебников.

         Совместный опыт подготовки и переподготовки учителей. Изучение иностранных языков, дистанционное обучение. Совместные практические акции и дела.

         И самое важное – толерантность должна стать новой идеологией молодежи. Мы живем в одном доме. Да, на разных этажах, но это уже не границы. И наши дети  в одном дворе, где 2-3 тысячи километров уже ничего не значат.

В. Но во дворе, бывает, мальчишки дерутся…

О. Если защищают слабых или за справедливость – пускай. Это жизнь.

В. А что это за «бронепоезд» с украинскими флагами 16 сентября прибыл из Киева в Москву на Киевский вокзал под звуки духового оркестра и его встречало все «образовательное» начальство России во главе с министром Андреем Фурсенко?

О. Ну, «бронепоезд» остался на запасном пути, а в Москву прибыл педагогический состав: почти 400 лучших «освитян» прибыли на Дни образования и науки Украины в Российской Федерации от воспитателей детских садов до университетских профессоров.

Кстати, такая форма международного сотрудничества в области образования применилась впервые.

 

В. А результаты?

О.Десятки договоров, возможность сравнить, новые идеи, друзья, прекрасное человеческое и творческое настроение. На следующий  год ждем российских  коллег у себя.

 

В. Борис Михайлович,  а какой Вы видите школу лет через 20-30?

О. Школой с личным образовательным  маршрутом для каждого ученика. Мы ведь очень разные. Но с одной целью – максимально раскрыть творческие возможности каждого ребенка. Ну  и, конечно, воспитать в каждом любовь ко всему живому, восхищение людьми и заботу о природе.

В. А это реально?

О. Нет, конечно, если над этим не работать и не ставить такую цель. А другую не вижу.

В. И последнее. В интернете появилось много афоризмов из вашей книги «Сам себе думаю». А Вам какие больше всего нравятся?

О. Все. А запомнил я поучение своей 4-х летней внучки Маруси: «Нельзя говорить «я не умею», надо говорить «я научусь».

 

Ps. Издание Платформы Диалог Евразия – ежеквартальный международный культурно-интеллектуальный журнал, который выходит на русском и турецком языках и распространяется в Азербайджане, Белоруссии, Эстонии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистане, Турции, Туркменистане и Украине.

 

 

версія для друку