українська російська англійська
Законопроект "О высшем образовании" учитывает интересы всех сторон
21.02.2012 | 19:30
Департамент информации и коммуникаций с общественностью Секретариата КМУ

При разработке нового законопроекта «О высшем образовании» были учтены интересы всех сторон: студенчества, преподавателей, бизнеса и государства. Об этом заявил председатель рабочей группы, и.о. ректора Национального технического университета КПИ Михаил Згуровский.

 «Работа над законопроектом осуществлялась на основе широкого общественного обсуждения представителями общественности, студенчества, организациями, которые представляют различные мнения. Через Интернет было получено более 3 тыс. предложений к закону, в рабочей группе приняли участие представители более 30 организаций. Документ создавался на основе консолидации трех законопроектов, зарегистрированных в Верховной Раде», - сказал председатель рабочей группы.

По его словам, концептуальные основы, которые положены в основу законопроекта - это разграничение полномочий между органами государственного управления и ВУЗами. Кроме того, законопроект предусматривает переход от аккредитации специальности к аккредитации направлений, отраслей и предоставляет возможность ВУЗам открытия специализации, исходя из потребностей рынка труда. Также независимое оценивание качества высшего образования согласовано с европейскими и международными организациями.

Он добавил, что для развития университетской науки и инноваций будут предоставляться налоговые и таможенные льготы для бизнеса в части его сотрудничества с университетской наукой и будут уточнены статусы национальных и исследовательских университетов.

«Мы предлагаем общий объем госзаказа осуществить не менее 51% от выпускников школ, в разрезе страны, для того, чтобы снять волюнтаризм и субъективизм в госзаказе. Мы сделали эту процедуру прозрачной», - сказал Михаил Згуровский. Он добавил, что законопроектом запрещено изменять плату за обучение в течение всего срока обучения.

«В результате работы, которую наша группа провела, мы получили принципиально новый документ, потому что мы изначально хотели сделать дополнения и изменения к действующему закону, но, когда наложили другую идеологию, то пришлось дойти до конца с той идеологией, которую мы предложили. И поэтому из 71-й статьи законопроекта Правительственного мы изменили 67 статей. Документ вобрал в себя лучшие нормы от трех законопроектов, предложения широкой общественности», - подчеркнул председатель рабочей группы, добавив, что все желающие могли приобщиться к разработке этого законопроекта, в частности, происходило его широкое общественное обсуждение в Интернете.

Премьер-министр подчеркнул, что законопроект о высшем образовании чрезвычайно важен для развития страны, и именно поэтому Правительство уделяет такое особое внимание его разработке. Поскольку затрагивается один из глобальных вопросов жизни нашей страны. По его словам, разработка законопроекта происходила максимально взвешенно, как того требует Президент, с широким обсуждением с общественностью: ректорами вузов, экспертами, студентами и всеми заинтересованными. В результате такого обсуждения и был разработан консолидированный документ, учитывающий интересы всех сторон.

«Мы вернулись к этому законопроекту вовсе не из-за того, что кто-то вышел на улицу. Нет. Дело в том, что, когда пошла дискуссия в обществе о концепции этого законопроекта, нам стало ясно, что заложенная концепция, в которой вновь повторялась административная вертикаль министерства над такой важной и серьезной сферой, как образование, не допустима. Поэтому, когда мне специалисты рассказали о другой концепции подхода, я не согласился 57 статей закона переделать», - сказал Николай Азаров.

В свою очередь президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» Сергей Квит отметил, что впервые в истории Украины так тщательно и качественно разрабатывали законопроект. «Ситуация действительно уникальная, когда Премьер-министр передает законопроект в руки академического сообщества, и эта община его обрабатывает, причем обрабатывает консенсусно. Мне кажется, что это очень хороший пример и очень хороший демократический прецедент».

Вместе активисты Гражданского движения «Отпор», которые во время предварительных общественных слушаний активно протестовали против принятия закона об образовании, отметили, что в новом законопроекте учтены практически все предложения общественности. «Это уже общий законопроект большей части академического сообщества, педагогов, ученых, общественных организаций, экспертных, в том числе студенческих, протестовавших», - сказал общественный активист Михаил Свистович.

 

версія для друку