При всей необходимости реструктуризации сети медицинских
учреждений подход к этому процессу должен быть очень взвешенным,
индивидуальным, осуществляться на основе прозрачных и понятных критериев,
которые обязательно учитывают интересы пациента, возможность его
транспортировки к месту оказания медицинской помощи. Об этом заявила Министр
здравоохранения Украины Раиса Богатырева на брифинге в Кабинете Министров
Украины.
По ее словам, вопрос о необходимости реформирования
отечественной системы здравоохранения не является предметом для дискуссий.
«Отражением неудовлетворительного состояния отрасли, которая приходила в упадок
в течение десятилетий без всякого сопротивления со стороны государственных
мужей, стали низкие показатели здоровья граждан Украины. Кстати, 70% из них,
согласно результатам социологических исследований, проведенных еще в 2010 году,
соглашались с быстротой преобразований в медицинской сфере», - сообщила Р.
Богатырева.
Но первый год внедрения реформы доказал, что модернизация
украинской медицины, является огромным организационно-финансовым вызовом для
государства. При этом Министр отметила, что Украина унаследовала больничную
инфраструктуру с советских времен, и за годы независимости она почти не
менялась.
Р.Богатырева отметила, что до начала реформ избыточное
количество больничных коек в украинских больницах составляла 94 на 10 000
населения, что в 1,5 раза больше среднего числа коек в странах Евросоюза. При
этом уровень и продолжительность госпитализации в Украину превышал средние по
Европе. 45% участковых больниц работали не как стационарные медицинские
учреждения, а преимущественно как приюты для бедных, пожилых и одиноких людей,
хотя этим должны заниматься социальные службы. Кадровые и финансовые ресурсы
были распыленными, ведь 36% всех больниц имели до 40 коек.
Кроме того, через демографические изменения некоторые
больницы, прежде всего в сельской местности, оставались недогруженными.
Систематическое недофинансирование таких больниц оборачивалось аварийным
состоянием их помещений, нехваткой оборудования и медикаментов, что приводило к
снижению качества медицинской помощи в этих учреждениях. Возник вопрос о
необходимости сконцентрировать кадровые и финансовые ресурсы, которые при их
постоянном недостатке распылены между большим количеством больниц, в наиболее
эффективных медицинских учреждениях.
«Именно поэтому одним из ключевых направлений первого этапа
модернизации медицинской отрасли была определена оптимизация сети учреждений
здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь», - подчеркнула
Богатырева и добавила, что оптимизация лечебных учреждений направлена на
концентрацию кадровых и финансовых ресурсов там, они применяются наиболее
эффективно. «Те финансы, которые освобождаются после закрытия неэффективных
больниц, идут на обновление медицинского оборудования в работающих учреждениях,
улучшение обеспечения их медикаментами, повышение заработной платы медикам», -
сказала Министр.
Раиса Богатырева подчеркнула, что при всей необходимости
реструктуризации сети медицинских учреждений подход к этому процессу должен
быть очень взвешенным, индивидуальным, осуществляться на основе прозрачных и
понятных критериев, которые обязательно учитывают интересы пациента,
возможность его транспортировки к месту оказания медицинской помощи.
«Также должны быть защищены интересы медицинских работников,
которые должны понимать, каким образом будут складываться их профессиональные
карьеры и в каком медицинском учреждении они будут работать после того, как
произойдут изменения. К сожалению, эти рекомендации и предостережения были
услышаны не всеми представителями власти на местах. В результате чего стали
возникать протестные настроения среди людей, недовольных такими реформами», -
сказала Министр.
Зато, в Методических рекомендациях по модернизации сети
учреждений здравоохранения первичного звена, разработанных Министерством
здравоохранения Украины для руководителей местных органов власти и медицинских
учреждений, учитывая социальное значение реформы медицинской отрасли, были
определены важнейшие принципы ее проведения:
- при трансформации медицинских учреждений должно быть
сохранено или увеличен уровень доходов работников, участвующих в предоставлении
ПМД;
- ни один из реально функционирующих учреждений
здравоохранения медицинских учреждений не должно быть закрытым, допустима лишь
реорганизация и/или перепрофилирования с учетом потребностей населения;
- медицинский и вспомогательный персонал должен быть
обеспечен рабочими местами.
Следовательно, речь идет о перепрофилировании больниц:
участковая больница, например, может превратиться либо в амбулаторию семейной
медицины, или в больницу восстановительного лечения, или в другое заведение, а
когда дело дойдет до создания госпитальных округов, некоторые центральные
районные больницы могут быть преобразовании в больницы планового лечение и
т.д.», - отметила Раиса Богатырева.