українська російська англійська
Выступление Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана во время представления Программы деятельности Кабинета Министров Украины на заседании Верховной Рады Украины
14.04.2016 | 17:14
ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ СЕКРЕТАРИАТА КМУ

Все мы отдаем себе отчет в том, какие непростые времена переживает сегодня Украина и как трудно сегодня живется людям.

От Правительства, которое сегодня сформировано, люди ждут в первую очередь ответственной политики, активных действий, которые позволят вывести Украину из кризиса.

Но те шаги, которые мы должны делать безотлагательно, должны не просто решать сегодняшние проблемы. Они должны закладывать основы нашего будущего развития. А это возможно только путем глубокого реформирования, в котором нуждаются практически все сферы нашей жизни.

Вывести страну из кризиса и обеспечить эффективное продолжение реформ – это и есть те две ключевые задачи, которые стоят перед новым Правительством.

Наша цель – сделать необратимым преобразование Украины в современное европейское государство и заложить основы для устойчивого экономического роста.

В своей деятельности новое Правительство будет руководствоваться теми базовыми стратегическими документами, которые определяют основные ориентиры по нашему пути европейского развития:

• Стратегией Украины -2020

• Коалиционным соглашением, которое было подготовлено и подписано в 2014 году всеми пятью фракциями, которые образовали коалицию «Европейская Украина»

• Соглашением об Ассоциации между Украиной и Европейским Союзом

• Стратегическими документами, подписанными с нашими международными партнерами

• Планом законодательного обеспечения реформ, который был утвержден в этом зале в прошлом году.

Все это качественные документы, которые определяют, что нам нужно сделать на пути европейских преобразований. И сегодня не стоит вопрос создания новых красивых документов – вопрос стоит о выполнении тех программ, которые уже наработаны.

Поэтому наша программа базируется на Коалиционном соглашении и содержит ее основные задачи.

В то же время мы берем на себя обязательства в течение месяца, на основе детального анализа ситуации, разработать и представить четкий операционный антикризисный план, который четко помесячно определит, что будет сделано нами до конца года и какие будут конкретные индикаторы его выполнения.

До конца года мы берем на себя обязательства подготовить план развития страны на среднесрочную перспективу.

Сегодня я хотел бы сказать о некоторых наших приоритетах.

Одна из ключевых задач, которая стоит сегодня перед всеми нами, – восстановить доверие к власти. Я считаю, что одной из ключевых предпосылок такого восстановления доверия является эффективное государственное управление.

Власть – это, прежде всего, способность решать проблемы людей, и сегодня мы должны эту способность доказать.

За последние недели я провел многочисленные встречи с представителями гражданского общества, экспертами из разных отраслей. Я скажу о трех выводах, которые я сделал после этих встреч:

• Первое. Людей часто просто не слышат, чиновники часто не владеют реальной ситуацией, закрывают глаза на реальные проблемы, которые волнуют людей.

• Второе. Во многих сферах до сих пор не предложено четкое видение того, что планируется сделать. Люди просто не понимают, что будет с той или иной сферой, а решения, которые предлагаются, несистемные и оторванные от жизни.

• И третье. Я услышал много конкретных предложений и идей по поводу того, что можно и нужно сделать безотлагательно. Умных и правильных идей. Я услышал о том, что шаги, которых люди ждали много лет, снова откладываются на неопределенные сроки.

О каком доверии можно говорить, если наши чиновники продолжают действовать по правилу «Не слышу людей, не вижу будущего, ничего не делаю?!»

На первом же заседании Правительства перед Министрами будет поставлена задача в течение месяца актуализировать и представить на обсуждение общественности четкое видение соответствующих секторальных реформ и плана первоочередных действий до конца года.

В то же время мы должны поднять качество операционного управления и принятия решений во всей системе исполнительных органов власти.

Я всегда считал – реформы нужно начинать с себя. Мы не имеем права больше действовать по принципу, когда правая рука не знает, что делает левая, когда решение «футболятся» месяцами от министерства к министерству, когда ставятся задачи, которые никто не выполняет и никто за это не несет ответственности.

Я могу пообещать и украинскому обществу, и будущим коллегам-министрам, что я смогу обеспечить жесткий менеджмент с четким контролем выполнения поставленных задач и ответственностью тех, кто этого не делает.

Но я сторонник системных решений. Мы должны перестроить систему государственной службы на основе принятого Закона, изменить систему работы Кабмина и центральных органов исполнительной власти, активизировать внедрение технологий e-government.

Особенно хочу акцентировать внимание на изменении системы взаимодействия Правительства и Парламента.

Есть проблема, которую мы должны решить и решить совместно, это нарушение взаимодействия и коммуникации между Кабинетом Министров и Верховной Радой.

Перестроить эту систему – наша общая задача, которая, в частности, предусмотрена Дорожной картой Реформы Верховной Рады, подготовленной миссией П. Кокса.

Могу вам пообещать, что на всех этапах – от подготовки законопроектов до их принятия и дальнейшей имплементации – Правительство будет постоянно в диалоге с народными депутатами.

Считаю, что повышение качества управления – залог решения всех проблем и восстановления доверия общества к власти.

Хочу подчеркнуть, что сохранение макрофинансовой стабильности и эффективное сотрудничество с нашими международными партнерами является критическим условием нашего дальнейшего развития.

С одной стороны, мы должны вернуть доверие наших международных партнеров к Украине, а это мы можем сделать только четко и своевременно выполняя те обязательства, которые мы на себя взяли.

С другой стороны, мы должны повысить эффективность и субъектность во взаимодействии с нашими международными партнерами. Наш предыдущий опыт, в частности, при принятии бюджета на этот год, показывает, что в рамках базовых параметров, которые мы определяем совместно с нашими международными партнерами, существуют разные пути достижения целей. И мы должны в ходе переговоров совместно определять, какие конкретные шаги должны быть сделаны в нашей ситуации, учитывая и международный опыт, и нашу актуальную ситуацию.

Мы будем активно консультироваться и с профильными комитетами, и с коалицией на этапе переговоров. Но достигнутые договоренности должны четко выполняться, и это должно быть нашей общей ответственностью. Здесь я очень рассчитываю на поддержку украинского Парламента.

Хочу подчеркнуть – я реалист и считаю, что популизм является не меньшим врагом для Украины, чем внешняя агрессия. Мы не можем обещать людям то, что не осуществимо в сегодняшних условиях. Или делать то, что приведет к еще большему обострению кризиса. И если мы принимаем непопулярные решения, мы должны идти к людям и объяснять, почему это решение необходимо принять.

Мы должны исходить из того, что помощь наших международных партнеров, которую мы с благодарностью принимаем, - это временное средство. Это – как песочные часы, который мы перевернули – и получили время, чтобы нарастить собственные силы.

Без возобновления экономического роста мы никогда не станем на собственные ноги.

Поэтому реформы в экономической сфере для нас являются одним из ключевых приоритетов. Когда у людей есть нормальная работа с нормальной зарплатой, много проблем снимается сразу.

Экономический рост в свою очередь невозможен без создания нормального благоприятного бизнес-климата.

Мы безотлагательно должны вернуться к налоговой реформе. Совместно с Верховной Радой я предлагаю немедленно создать рабочую группу с привлечением международных экспертов, которая вернется к двум наработанным вариантам нового Налогового кодекса. Мы должны взять то лучшее, что есть в каждом из них. Мы должны оценить реальные последствия внедрения тех или иных изменений как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В результате мы должны выйти на консолидированный вариант, принять его как можно быстрее, чтобы и государство, и бизнес имели достаточно времени, чтобы подготовиться к его внедрению. И наложить мораторий на любые изменения налогового законодательства на 3-5 лет, что даст бизнесу давно ожидаемую прогнозируемость.

Одновременно мы должны изменить систему работы налоговых и таможенных органов, на которые мы имеем едва ли не наибольшие нарекания со стороны предпринимателей.

Есть шаги, которые можно реализовать быстро – внедрить автоматизированную систему оценки рисков, такие системы действуют в европейских странах. Внедрить стандартные процедуры, чтобы максимально убрать субъективный фактор, а следовательно, убрать почву для злоупотреблений.

Есть шаги, которые потребуют больше времени – изменить идеологию работы этих органов так, чтобы индикатором их эффективности (КРІ) была не сумма собранных штрафов, а сумма собранных налогов.

Реформа налоговой и таможни – это то, что сегодня для всех предпринимателей, от большого до малого, станет сигналом того, что в стране что-то действительно меняется.

Еще одна важная задача – дерегуляция.

Это та сфера, где за последний год – два достигнут существенный прогресс. Но думаю, что каждый представитель бизнеса скажет – этого пока недостаточно. Полтора года назад мы начинали сокращение контрольных органов и функций. Но постановление 442 до сих пор до конца не реализована.

Говоря откровенно, так в так называемой дерегуляционной гильотине нож так и завис. Я обещаю, что этот нож на существующую бюрократию мы в конце концов опустим.

Среди первоочередных шагов должна быть также реализация тех шагов, которые должны существенно повысить наш рейтинг в легкости ведения бизнеса – Doing Business. Здесь у нас времени просто в обрез, и целый ряд решений мы должны принять уже в течение ближайших месяцев.

Создавая либеральные правила игры для бизнеса, мы одновременно должны эффективно использовать стимулы для развития собственной экономики. Мы должны найти свое место в глобальной экономике и обеспечить переход от ресурсно  ориентированной экономики к экономике, ориентированной на создание высокой добавленной стоимости. Я за последние недели несколько раз встречался с аграриями. Система льготного возмещения НДС сыграла серьезную роль в развитии этого сектора. Но одновременно – и все это знают – была источником коррупции. Или это единственный способ стимулирования развития отрасли? Нет, не единственный, и мы совместно с аграриями нашли варианты, которые уже дорабатываются до конкретных решений.

Приоритетом при этом является поддержка небольших фермерских хозяйств, малого и среднего бизнеса.

Хотел бы еще раз особо подчеркнуть – одна из ключевых наших задач в сфере экономики – это преодоление безработицы и создание рабочих мест. Именно в секторе малого и среднего бизнеса, в отраслях, ориентированных на создание высокой добавленной стоимости – наибольший потенциал роста и экономики и занятости. Процент вклада, который этот сектор вносит в ВВП у нас и в европейских странах, просто не поддается сравнению.

Еще один резерв для экономического роста я вижу в эффективном использовании ресурса государственных инвестиций. Я уже говорил – предварительный анализ бюджета показал, что средства вкладываются государством в объекты со степенью готовности 5-7%, чтобы за год довести степень готовности до 10%.

Проще говоря, деньги закапываются в котлованы. Если эти же средства не размазывать тонким слоем, а сконцентрироваться на инфраструктурных проектах, например на программе ремонта и строительства дорог, то мы получим сразу несколько результатов – сделаем действительно полезное дело для страны, покажем людям заметные результаты да еще и дадим им реальную работу и заработки, потому что одно рабочее место в строительстве создает до 7 в смежных секторах.

Есть другие инфраструктурные проекты, которые можно запустить – энергоэффективность, местная инфраструктура. Фактически необходимо начать капитальный ремонт страны. Дополнительно мы имеем уже выделенные ресурсы международных финансовых институтов, которые сегодня не выбирается эффективно. А также – значительные средства в местных бюджетах в результате финансовой децентрализации, которую мы начали.

Есть несколько важных при этом моментов. Первое – жесткий контроль, чтобы не воровали. При желании – это возможно. Второе – контроль качества – здесь нам помогут наши международные партнеры. И третье – стратегическое видение того, что мы делаем и для чего, какие транспортные коридоры строим. Чтобы мы не строили дороги, которые ведут в никуда.

Не могу не коснуться также вопроса повышения эффективности управления государственными предприятиями и приватизации на открытом и прозрачном конкурсе.

Я приветствую то, что начался процесс назначения топ-менеджеров государственных компаний через открытые конкурсы. Эта практика должна быть продолжена, и мы должны отойти от системы политических назначений, которые являются источником коррупции.

Относительно приватизации. Эта тема вызывает оживленные дискуссии в обществе. Одни - категорически за, другие - категорически против.

Чего боятся те, кто против? Распродадим последнее за бесценок, наживутся на этом опять олигархи, деньги проедим.

Это, на мой взгляд, риски, которые нужно учесть и минимизировать, но не делать этого мы не можем. Не только и не столько потому, что необходимы деньги для наполнения бюджета, хотя и это важно.

Неэффективное управление государственной собственностью – это одна из самых коррупционных дыр, в которую вымываются все новые и новые средства. Об этом говорят все, кто успешно прошел путь реформ.

Но что важно. Первое – приватизацию мы должны провести взвешенно и поэтапно, определяясь по каждому объекту. Второе – провести ее грамотно, подготавливая объекты к приватизации, чтобы продавать на выгодных условиях. И третье – прозрачно.

У нас много говорят о деолигархизации, и в стенах этого Парламента совместно с предыдущим Правительством уже немало сделано. Что такое олигархическая экономика? Это когда для одних одни правила и возможности, а для других – другие.

Сегодня я хочу четко сказать, что правила в Украине должны быть одни, и зарабатывать нужно за счет грамотного ведения бизнеса, а не за счет схем, преференций и лоббирования. Это тот подход, который я исповедовал и буду исповедовать.

Теме предотвращения и борьбы с коррупцией я хочу уделить внимание как еще одному нашему ключевому приоритету. Коррупционная система государственного управления – это как решето. Сколько бы мы ни наполняли государственную казну, все из нее вытекает.

Новое правительство будет исповедовать нетерпимость к любым проявлениям коррупции.

Есть две стратегических задачи. Первая - это создать условия, которые бы минимизировали риски коррупции и, в частности, реализовать те шаги, о которых я говорил ранее. И второе, без чего борьба с коррупцией никогда не будет эффективной – неотвратимость наказания за коррупционные действия.

В рамках своих полномочий мы поддержим запуск работы вновь созданных органов по предотвращению и борьбе с коррупцией и реформы судебной системы.

Одновременно мы будем исповедовать принципы максимальной открытости в работе исполнительной власти.

Мой предыдущий опыт показывает, что внедрение электронных технологий – один из эффективных способов повышения открытости и предотвращения коррупции. Вы знаете о тех шагах, которые были сделаны здесь по внедрению е-парламента, и надеюсь, что эта работа будет продолжена.

Та команда, которая запустила систему ProZorro, продолжит работать в новом Правительстве и будет иметь мою полную поддержку. Я приветствую те шаги, которые были предприняты для обеспечения прозрачности государственных закупок и теперь предпринимаются для обеспечения прозрачности аукционов. Это колоссальные средства, которые в результате экономятся для государственного бюджета. И благодарен коллегам-депутатам, которые поддерживали соответствующие законопроекты,  сделавшие возможным внедрение такого подхода.

Я, опять же опираясь на свой предыдущий опыт, предложу внедрение системы антикоррупционных аудитов в системе ЦОИВ, начиная в первую очередь с тех из них, которые имеют разрешительные и контролирующие полномочия, а также управляют значительными ресурсами.

Принцип эффективного и ответственного государства - дать работу тем, кто может позаботиться о себе сам, и позаботиться о тех, кто в силу возраста, здоровья, других обстоятельствах нуждается в социальной поддержке.

Надо быть реалистом – мы не можем тратить больше, чем зарабатываем. Каждая семья на примере своего собственного бюджета знает это правило. То же правило действует и в ситуации с государственным бюджетом.

Но те средства, которые направляются на социальные цели, должны тратиться эффективно. Тогда мы сможем реально помогать тем, кто нуждается в помощи, а не размазывать ресурсы по принципу всем, но мизер.

В качестве первоочередных шагов на текущий год я вижу:

• анализ эффективности и корректировка внедренной системы субсидий и тарифной политики

Система субсидий выполнила роль важного предохранителя на первом этапе перехода к экономически обоснованным тарифам. И система социальных служб в целом справилась с этим вызовом, за что всем работникам этих служб надо сказать спасибо.

Мы все должны четко осознавать, что через заниженные тарифы государство фактически дотировало всех – и бедных, и богатых, ибо та же субсидия была скрыта в разнице в тарифах. Кроме того, система дотирования «Нафтогаза» создавала поле для коррупции.

Система изменена, и на нас ляжет ответственность завершения этой реформы.

Но остается неурегулированным ряд вопросов, которые вызывают значительный социальный резонанс. Это, в частности, вопросы прозрачности тарифов и стимулирования энергосбережения. Одним из первых моих поручений будет неотложная проработка этих вопросов, которые являются составными перехода на экономически обоснованные тарифы.

аудит эффективности и реформы социальных фондов (объединение на базе Пенсионного)

Через социальные фонды проходит колоссальный объем средств, поэтому они должны быть объектом пристального внимания. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность их работы. Возможное сокращение расходов на их администрирование может дать существенную экономию, с одной стороны, а с другой – улучшит предоставление социальных услуг населению.

изменение системы государственной помощи по безработице (система стимулирования безработных к поиску работы, финансовое стимулирование работодателей, передача на аутсорсинг рекрутинговых услуг, передача отдельных полномочий по занятости на местный уровень).

Это однозначный приоритет, которому, к сожалению, до сих пор не уделялось достаточное внимание. Статистика реальной безработицы в стране ужасная, а прогнозы еще более неутешительные. В первую очередь – это результат экономического спада, который мы переживаем. Но не только. Это результат неэффективной государственной политики в сфере занятости.

Ни для кого не секрет, что службы занятости часто выполняют лишь формальные функции и предоставляют услуги, которые не имеют никакого эффекта. Возможно, это слишком резкое суждение, но люди ходят в службу занятости отмечаться, а не получить реальную помощь в трудоустройстве.

Какие стимулы закладывает государство для работодателей по трудоустройству, в частности, за предоставление первого места работы? Существует ли в стране реальный мониторинг и прогноз рынка труда?  Предоставляет ли система нашего образования, в частности профессионально-технического, людям квалификацию, которая соответствует требованиям работодателей? Существует ли в стране вообще система профориентации? Ряд таких вопросов можно продолжить.

Есть опыт других стран для решения этих вопросов, который можно и нужно внедрять. Первое, что необходимо для этого – осознать, что государство может и должно реально бороться с безработицей, должно активно, я бы сказал даже агрессивно, добиваться обеспечения своих граждан работой.

Хочу подчеркнуть, что в моем понимании ответственное государство – это государство, которое выполняет социальный контракт, поэтому реформирование социальной политики будет несомненно одним из наших ключевых приоритетов.

Еще один вызов, на который должны дать ответ – это то, как живут люди в нашей стране. Условия жизни людей иначе как депрессивными не назовешь. И трудно быть оптимистом, когда живешь в депрессивных условиях. У людей есть впечатление, что к их повседневным проблемам власть безразлична.

Я считаю, что изменить условия жизни людей мы можем только совместными усилиями органов местного самоуправления и государства. С идеей децентрализации я пришел в центральную власть два года назад и все это время последовательно ее реализовывал.

И мы уже добились первых сдвигов – благодаря финансовой децентрализации и запуску процесса объединения общин в общинах есть признаки оживления. Где - то ремонтируют дороги и тротуары, где-то  садики и школы, где-то поликлиники и больницы... Это пока что признаки, потому что за год или два все дырки, которые набирались годами, не залатаешь.

Одна из ключевых задач на этот год – окончательно сформировать четкую модель распределения полномочий по уровням (местный, субрегиональный, региональный) по принципу субсидиарности и закрепить за полномочиями финансовые источники.

Эту работу мы начинали с нашими польскими коллегами еще в 2014 году. Мы должны четко определить, кто за что отвечает – в образовании, здравоохранении, культуре, коммунальном хозяйстве, экологии. Это серьезная и кропотливая работа, которая предусматривает изменения в несколько сотен законов и подзаконных актов.

Я всегда отстаивал позицию, что любые секторальные реформы обречены, если мы не включим в них энергию местных общин. Эту энергию мы сейчас включаем. Но и государство должно выполнять свою часть работы.

Я в первую очередь говорю о двух критически важных для современной Украины реформах – образования и здравоохранения. Недопустимо дальнейшее их затягивание.

Мы в конце концов должны утвердить базовую стратегию реформы системы здравоохранения в Украине. То, что так трудно подбираем руководителя Минздрава, говорит лишь о том, насколько много проблем в этой отрасли и насколько трудно найти человека, который бы имел смелость и способность провести необходимые изменения.

Я лично являюсь сторонником страховой модели, но я готов к дискуссиям. Принципиально должны учесть следующее. Новая система финансирования должна вводиться поэтапно с учетом нынешнего состояния медицинских учреждений и нынешнего уровня жизни людей, чтобы не возникло провалов – такие риски не допустимы.

Хочу коснуться очень чувствительного для наших граждан вопроса - цена на лекарства и их качество. Где, как не в этой сфере, традиционно колоссальное количество злоупотреблений и коррупционных действий.

Нечистый бизнес на здоровье граждан должен быть прекращен. Это совместная ответственность и Минздрава, и антикоррупционных органов. Наведем порядок в этой сфере – будет для всех четкий и понятный сигнал, что борьба с коррупцией ведется не громкими призывами, а конкретными действиями.

Совместными усилиями Министерства образования и науки и органов местного самоуправления мы должны запустить также качественную реформу системы образования. Я рад, что Лиля Гриневич, руководитель соответствующего профильного комитета, которую мы хорошо знаем, приняла предложение возглавить Министерство образования и науки, и теперь на ее плечи ляжет реализация в жизнь тех наработок, которые уже были сделаны, и дальнейшие шаги, чтобы эта реформа проводилась системно.

Я лишь хочу подчеркнуть – у наших детей не будет второго шанса прожить детство, получить образование. И какие бы трудные времена мы ни переживали, мы должны сделать все, чтобы эти годы для наших детей не были потеряны, сделать все, чтобы вырастить здоровое и хорошо подготовленное к жизни новое поколение.

Есть много вызовов, которых следовало бы сегодня коснуться. Но я не хотел бы говорить слишком долго. Поэтому говорю о первоочередном и неотложном.

Среди таких приоритетов – защита суверенитета нашего государства и сохранение единства Украины.

Хочу подчеркнуть, что повышение нашей обороноспособности в условиях российской агрессии и для нового Правительства останется первоочередной задачей. У нас есть четкий ориентир – модернизация нашей системы обороноспособности по стандартам НАТО.

Хотел бы обратить ваше внимание на то, что в новом составе правительства появляется Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции – наша с вами коллега Иванна Климпуш-Цинцадзе, что является свидетельством того, какое значение мы придаем этому вопросу.

Мы должны также и впредь уделять максимальный вес вопросам социальной защиты тех, кто защищал и защищает нашу независимость, и их семей.

Еще один вопрос, которому в новом составе Правительства будет уделено дополнительное внимание – это комплекс вопросов, связанных с возвращением Крыма и временно оккупированных районов Донбасса, восстановление жизнедеятельности на освобожденных территориях, интеграция переселенцев.

Я хочу четко заявить свою позицию. Мы никогда не признаем того, что часть нашей земли, которая была отрезана по живому, больше не относится к Украине. Это рана, которая заживет только тогда, когда будет восстановлена территориальная целостность нашего государства.

И свидетельством того, что этот вопрос станет одной из приоритетных задач нового Правительства, является наше решение о создании специального министерства и курирование этого вопроса на уровне одного из вице-премьеров.

И именно в рамках этого приоритета я хочу коснуться еще одной важной сферы. Это – культура.

Враг пытается измотать нас различными способами и унизить, чтобы мы потеряли веру в собственные силы.

Реакцией украинского общества на внешние угрозы стали слова «Україна єдина». Это та ценность, которую мы сегодня должны положить в основу нашего возрождения. Что бы ни делал враг, как бы нам ни было трудно, мы не должны потери веру в свои силы.

Именно культура – это та базовая вещь, которая лежит в основе нашей веры в собственные силы и  ощущения нашей сплоченности.

Я очень рассчитываю на то, что возвращение в Министерство культуры Евгения Нищука позволит нам дать новый импульс этой отрасли. И его первоочередная задача – это реформирование системы управления в отрасли культуры.

Мы наконец должны отказаться от архаичных постсоветских подходов к формированию культурной политики, которые не совместимы с инновационной природой этой сферы. Традиционное взаимное неприятие администраторами от культуры и представителями культурной отрасли должно быть преодолено.

Я также считаю, что приоритетными задачами министерства должны быть

• подготовка программ активизации создания, производства, распространения, сохранения национального культурного продукта и повышения спроса на него, а также программы возрождения украинского языка.

Подводя итоги, я бы отметил – еще раз. Народ Украины выбрал свой путь, и этот путь становления как современного, сильного, европейского государства. Этот путь лежит через реформы, и я подтверждаю свою преданность продолжению курса реформ.

Главная задача на этот год – доказать всем, что кризис, который мы сейчас переживаем, - это кризис нашего роста. Мы должны его преодолеть, снять с повестки дня те вопросы, которые сегодня являются наиболее чувствительными для общества, и вернуть гражданам наше государства оптимизм и веру в будущее.

И мы это сделаем!

Слава Украине!

версія для друку