українська російська англійська
Минэкономразвития, ГРС дали старт публичному диалогу между властью и бизнесом относительно совершенствования государственного регулирования и улучшения бизнес-климата в стране
04.04.2017 | 12:26
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ

В Украине не существует утвержденных лицензионных условий для хранения мусора, в то время как, например, туристическая отрасль зарегулирована несоразмерно ее потенциальному влиянию на жизнь и здоровье людей. Это несоответствие – лишь одна из многочисленных иллюстраций хаотичности регулирования бизнеса в Украине. Проблемы регулирования доступа на рынок украинские предприниматели, чиновники и эксперты обсуждали 4 апреля в Киеве на круглом столе «Навстречу бизнесу: упрощение выхода на рынки». Это событие дало официальный старт кампании публичного диалога между властью и бизнесом, целью которого является совершенствование государственного регулирования и улучшения бизнес-климата в стране.

Министерство экономического развития и торговли и Государственная регуляторная служба инициировали публичные консультации как неотъемлемый элемент регуляторной реформы, чтобы правила для бизнеса были эффективны и понятны, а процесс их принятия – прозрачный и открытый.

Независимый аналитический центр BRDO стал организатором публичных консультаций и разработчиком аналитических материалов в рамках инициативы EU4Business\FORBIZ. Участие в публичном обсуждении приняли более 100 предпринимателей и представителей бизнес-ассоциаций.

По данным Офиса эффективного регулирования (BRDO), треть инструментов регулирования доступа на рынки применяется ошибочно, а 379 разрешительных документов вообще не имеют определенного правового статуса. Это не только затрудняет взаимодействие предпринимателей и государства, но и создает многочисленные возможности для коррупционных злоупотреблений. Неэффективное регулирование стоит дорого: только ошибочное лицензирование бизнеса обходится в 900 миллионов гривен на год.

«Дерегуляция остается одним из приоритетов Правительства. Только за последние 6 месяцев мы отменили почти 500 устаревших и незаконных актов. В перспективе мы должны на государственном уровне внедрить систему эффективного регулирования, которая предотвратит создание контрпродуктивных регуляторных практик. Это возможно только в процессе конструктивного диалога между бизнесом и властью», - прокомментировал событие Первый вице-премьер-министр - Министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив.

Открывая публичную консультацию, заместитель Министра экономического развития и торговли Украины Михаил Титарчук отметил: «Выходя на рынок, малый и средний бизнес сталкивается с рядом ненужных барьеров, устаревших правил и лишних ограничений. У нас нет иллюзий, что это все можно просто отменить. Мы подходим к проблеме регулирования системно. Публичные консультации в формате круглых столов и онлайн-консультаций на новоиспеченной Платформе эффективного регулирования PRO позволят привлечь к выявлению проблем и разработке решений тех, кому это нужно в первую очередь – украинских предпринимателей».

«Низкое качество решений, которые принимают регуляторы, – это болевая точка для малого и среднего бизнеса. Год назад мы приняли обновленную Методику проведения анализа регуляторного воздействия, которая требует от регуляторов не только детально просчитывать последствия регулирования для бизнеса и госбюджета, но и советоваться с предпринимательским сообществом», – сказала Председатель РС Ксения Ляпина.

Поддержку регуляторной реформе высказал руководитель европейского проекта FORBIZ в Украине Маттиас Хальдер. По его убеждению, эффективные решения – это те, которые были выработаны совместно со всеми участниками рынка: «Европейский опыт свидетельствует, что публичный диалог между государством и всеми участниками процесса является неотъемлемой составляющей действенной регуляторной реформы. Конструктивный обмен мнениями и целенаправленное привлечение бизнес-сообщества к процессу принятия решений – путь к созданию эффективных регуляторных изменений», - убежден он.

«Украинский бизнес сегодня является заложником неэффективного регулирования», - сказал Председатель BRDO Алексей Гончарук. При этом он подчеркнул, что «эффективность измеряется по формуле: степень достижения цели разделенная на количество затраченных ресурсов». «Однако, по результатам нашего анализа, цель более чем 95% имеющихся регуляторных документов определить невозможно. Эффективное регулирование – это предпосылка для развития бизнеса, создания рабочих мест и экономического роста», - добавил Председатель BRDO.

Эксперты сектора «Контроль и надзор» обнаружили 661 случай применения инструментов ограничения доступа к рынкам, а нормы, которые предусматривают эти ограничения, содержатся в 943 регуляторных актах. При этом именно регуляторное поле является некачественным.

Аналитики определили четыре ключевые проблемы регулирования доступа на рынок:

- пробелы в регулировании лицензирования: например, отсутствие лицензионных условий по 4 видам хозяйственной деятельности;

- пробелы в регулировании разрешительной системы: например, не разработаны и не утверждены 18 порядков выдачи документов разрешительного характера, что составляет 21% от количества ДРХ, предусмотренных Законом Украины «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности»;

- наличие незаконного регулирования: в частности, 6 видов хозяйственной деятельности лицензируются незаконно;

- правовая неопределенность: 379 документов в сфере разрешительной системы не имеют определенного правового статуса, и 206 из них имеют признаки документов разрешительного характера, но не указаны в Законе Украины «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности», то есть формально не относятся к разрешительной системе, но применяются разрешительными органами.

По мнению экспертов BRDO, процедуры применения инструментов регулирования доступа на рынок тоже являются неэффективными, а сами инструменты применяются несоответствующим образом. Специалисты предложили разработать Методику применения инструментов ограничения доступа к рынкам, которая будет предотвращать субъективизм и злоупотребления чиновников в процессе выбора соответствующего регуляторного инструмента.

Регулирование доступа на рынок при помощи лицензий, декларирования или разрешительных документов имеет целью избежать угроз для жизни и здоровья людей, окружающей среды или национальной экономики.

О публичных консультациях

Минэкономразвития и ГРС, а также другие министерства, с помощью независимого аналитического центра BRDO и при поддержке Европейского Союза, привлекают деловое и экспертное сообщество к обсуждению регуляторных проблем и путей их решения на 18 ключевых рынках. Консультации будут проходить в формате круглых столов в Киеве и в регионах, а также в онлайн-формате на Платформе эффективного регулирования PRO по адресу http://regulation.gov.ua . Эксперты BRDO очерчивают проблематику регулирования рынков в аналитических «зеленых книгах» и по результатам публичных консультаций подготовят «белые книги», которые лягут в основу конкретных нормативно-правовых актов. Таким образом, бизнес может приобщиться к формированию регуляторной политики на этапе ее разработки.

О BRDO

BRDO (Офис эффективного регулирования) – независимый аналитический центр, который формирует нормотворческую повестку дня с целью установления благоприятных для развития бизнеса равных правил игры. Организация возникла по инициативе реформаторов в Правительстве на средства международных доноров, чтобы решить проблему нехватки высококвалифицированных специалистов и экспертов, необходимых государству, чтобы реформировать регуляторную систему. BRDO объединяет более 60 украинских специалистов по рынкам, юристов и аналитиков, которые сотрудничают с Минэкономразвития, ГРС и другими министерствами и ведомствами над системной разработкой регулирования приоритетных рынков.

О FORBIZ

Проект FORBIZ работает в рамках европейской инициативы EU4Business в поддержку реформ в Украине и ее экономического восстановления, предлагая системные и разумные изменения для дружественной для бизнеса среды с особым акцентом на МСП. Проект способствует изменению государственной политики в сторону большего признания малого и среднего бизнеса и роли, которую он играет в экономическом возрождении. FORBIZ сосредоточится на снижении регуляторной нагрузки и уменьшении рисков для бизнеса.

 

версія для друку